КурсыКартаРейтингОтзывыОнлайн курсыЖурнал
Heart 6.04 7795

Чем закончится «Игра Престолов»?

В апреле 2016 года мы увидим первые серии нового сезона любимого сериала. Предлагаем вам небольшой прогноз от Enguide о том, как могут развиваться события и кто из героев останется в живых, а кто – отойдет в мир иной. Вселенная книг Джорджа Мартина – суровое место. Но хоть кто-то ведь должен уцелеть!

В апреле 2016 года мы увидим первые серии нового сезона любимого сериала. Предлагаем вам небольшой прогноз от Enguide о том, как могут развиваться события и кто из героев останется в живых, а кто – отойдет в мир иной. Вселенная книг Джорджа Мартина – суровое место. Но хоть кто-то ведь должен уцелеть!

When you play a game of thrones you win or you die.
Когда вы играете в престолы, вы либо побеждаете, либо умираете. 

George R.R. Martin

Что общего у Вестероса и Средиземья?

Джордж Мартин во многих интервью говорил о том, что черпает вдохновение не только в исторических трактатах, но и в творчестве отца современной фэнтезийной литературы – Дж. Толкина. Средиземье не похоже на Вестерос. Средиземье – это почти средневековье, но без крови, пыток, казней и секса. Без грязи войны и ужасов обычных перенаселенных городов. 

Средиземье – это возвышенная чувственность эльфов, красивые белые башни Гондора, справедливые правители и могущественные древние магические силы земли. Средиземье – это поэзия и музыка, красота и изящество. Даже орки с их жуткими физиономиями следуют неписанным правилам этого мира: они злые и жестокие, страшные и беспощадные, но, как только люди одерживают над ними победу –  просто исчезают. Их поглощает сама земля Средиземья – по крайней мере мы видим это на экране. Они не оставляют грязных следов разрушения и разложения в чистом и красивом мире. 

В Вестеросе все немного иначе. Намного иначе. Мартин вдохновлялся не только толкиеновскими сагами о бессмертных эльфах. Он зачитывался историями о темных веках. А средневековье не могло похвастаться картинками идеального быта, красивых городов и одухотворенных лиц представителей того времени. 

И все же есть нечто общее в Вестеросе и Средиземье. Это чувство трогательной тоски умирающего мира. Расцвет Средиземья – времена эльфов, золотой век этого мира – почти забыт. Когда Фродо получает Кольцо Всевластия, в Средиземье царит атмосфера увядания – эльфы собираются уплыть на Запад, многие кольца силы потеряли свою мощь, мир меняется. Сама магия медленно утекает из него. Вспомните, как часто Гендальф использовал магию, а не меч?

Мартин описывает похожую ситуацию в Вестеросе – времена великой Валлирии канули в Лету. Магия, а с ней  драконы – ушли, воспоминания о них остались только в легендах. Дамокловым мечом за Стеной маячит угроза Белых Ходоков, но пока мало кто уделяет ей должное внимание. Куда важней – битва за власть (честь, сюзерена, золото, земли, нужное подчеркнуть).

Джордж Мартин сам признается в том, что обожает «умирающие миры». Таким мы видим Средиземье, таким миром была Англия в период войны Алой и Белой Розы, таким предстает перед нами Вестерос. Джорджу Мартину нравится конец «Властелина Колец».

«Фродо никогда не вернется к прежней жизни и должен уйти в Валинор, в бессмертные земли, а другие люди будут жить дальше. Это приблизительно то, к чему я стремлюсь», – признается создатель «Песни Льда и Пламени». 

Возможно, «Игра престолов» закончиться именно так? Главный герой (Тирион Ланнистер, Джон Сноу (а вдруг!), Дейенерис Таргариан) или кто бы то ни был – перестанет быть прежним и уйдет в закат? А в Вестеросе (если он останется Вестеросом) будут жить другие люди с другими мечтами, рассказывающие совсем другие легенды?

Победят ли Белые Ходоки? 

Конец Света в той или иной интерпретации – главная боль любого фэнтезийного фильма, любимая тема исторических хроник или религиозных трактатов. У Толкиена апокалипсис мог состояться, если бы верх одержал Саурон. В какой-то мере апокалиптические картины могла наблюдать Средневековая Европа после войны Йорков и Ланкастеров: пришла Черная Смерть – бубонная чума. В Вестеросе всадники апокалипсиса в количестве заметно превышающем четырех (в отличии от классической библийной версии) вот-вот пойдут на штурм стены. 

Но ведь не зря книжная версия саги называется «Песнь Льда и Пламени». И если лед – Белые Ходоки, то пламя должна являть собой знойная красотка Дейенерис с драконами. Не случайно ведь угроза за стеной окрепла именно тогда, когда драконы почти ушли из мира Вестероса, когда даже легенды о великой Валлирии оказались забыты. Так, может быть, история Мартина закончиться уничтожением большей части Вестероса «Белой смертью», а потом – триумфальным возвращением Дейенерис и освобождением земель? Мир изменится, а Тирион уйдет в закат? Или роль уходящего в закат достанется Брану – он пока больше всех напоминает потерявшегося на пути к Роковой Горе Фродо.  

Bran is the first viewpoint character. In the back of their heads, people are thinking Bran is the hero of the story. He's young King Arthur. We're going to follow this young boy – and then, boom: You don't expect something like that to happen to him.

Сначала вы думаете, что Бран – это ведущий персонаж. Люди думают, что Бран – герой истории. Он как молодой король Артур. Мы хотим следовать за этим мальчиком, а потом – бум: мы не ожидали, что с ним случится нечто подобное.

George R.R. Martin 

Или «огонь» в связке «лед и пламя» – это все-таки Меллисандра и её Бог Света с труднопроизносимым именем Р’гол? У Толкиена альтернативной религии не было – все поклонялись каноническим богам (каждый народ – своим). Эльфы поминали Эру Единого, гномы – Махала. А вот в исторических источниках вдохновения Мартина есть упоминания о религии, в которой особое внимание уделялось поклонению огню – зороастризм. Хотя сам переход от веры в древних богов Вестероса к верованию в Бога Огня уж очень напоминает отказ от языческой религии в пользу христианской веры. Вспомним хотя бы момент воскрешения одного из последователей Меллисандры. В христианстве есть легенда о воскрешении Лазаря. Так, быть может, именно Меллисандра и её последователи станут первым рубежом сопротивления человечества Белым Ходокам? 

Выживут ли оставшиеся Ланнистеры и Старки?

Наследников двух древних вестеросских родов уже сейчас можно по пальцам перечесть. И творческая манера автора не позволяет нам возлагать большие надежды на то, что хоть кто-то уцелеет (или воскреснет). Многие смерти мартиновских героев перекликаются со смертями их исторических прототипов. Например, Джоффри и Робб Старк умерли, как и короли, у которых Мартин позаимствовал некоторые черты для своих персонажей. 

Джоффри Баратеон

Прототипом Короля Джоффри считается Эдвард Ланкастерский – единственный сын Генриха VI и Маргариты Анжуйской. Еще в детстве принц отличался шизоидным поведением и особой жестокостью, ходили слухи, что он – незаконнорожденный. История гласит, что Эдвард умер в плену, бросившись на Эдуарда IV Йорка (прототипа Роба Старка). Джоффри по роману с Роббом не встречается (и даже переживает его на несколько серий), но все же умирает, как и его прототип. 

Робб Старк

Эдуарду IV Йорку, как и Роббу Старку, была уготована печальная участь. Эдуард после смерти отца унаследовал титулы и земли, а позже даже был коронован, но умер. Как ни странно для того времени и для семьи Йорков – ненасильственной смертью. Робб Старк погиб при более жутких обстоятельствах, хотя тоже – не в бою. Кстати, в одной из пьес Шекспира описывается даже причины, по которым Йорки не смогли одержать окончательную победу над Ланкастерами: Эдуард, вместо того, чтобы жениться на невесте из французской королевской семьи и заручиться поддержкой Франции, расторгает брачный договор своей внезапной свадьбой с бедной, но красивой Елизаветой Вудвилл. Из-за этого Эдуарда (Робба Старка) покидает один из его самых сильных союзников. В «Игре Престолов», правда, все заканчивается еще красочнее – Красной свадьбой. 

The Red Wedding was tremendously hard to write.

Красную Свадьбу было чрезвычайно сложно описывать.  

George R.R. Martin 

Прогнозируем судьбу выживших

Серсея

Эдвард Ланкастерский был единственным сыном королевы Маргариты Анжуйской, которая некоторыми чертами напоминает Серсею Ланнистер. Маргарита была красивой и властной женщиной, которая, из-за болезни мужа, сосредоточила в своих руках почти всю власть в королевстве (по крайней мере, на некоторое время). Маргарита полагалась только на себя и в некоторых случаях – на своих фаворитов, она была не слишком популярна среди простого народа, так как ставилась жестокостью. Война Алой и Белой Розы началась в большой степени из-за ненависти Маргариты к герцогу Йорку (Неду Старку – у Мартина). Маргарита проиграла войну, попала в плен и была выкуплена французским королём, при дворе которого и осталась жить на правах бедной родственницы. Судьба исторического прототипа дает надежду на то, что Серсея Ланнистер может остаться в живых к концу истории. 

Cersei's a great character – she's like Lady Macbeth.  

Серсея – это великолепнейший персонаж. Она как леди Макбет. 

George R.R. Martin 

Тирион

Прототипом Тириона Ланнистера послужил Ричард III – об этом говорит сам Джордж Мартин. Интересен тот факт, что Ричард был коронован и вошел в историю Англии как один из самых прогрессивных правителей, который был покровителем музыки и архитектуры, развивал экономику и был достаточно популярен среди простого народа, так как отменил некоторые чрезмерные налоги. 

Ричард участвовал во многих сражениях и показал себя как умелый военачальник. Погиб из-за предательства одного из своих вассалов в битве. Он оказался одним из немногих английских королей, которому удалось умереть с мечом в руках.

В пьесах Шекспира Ричард III наоборот, представлен не в самом лучшем свете, драматург пишет о нем как о «черной легенде Англии», «отродье сатаны», что очень похоже на отзывы о Тирионе некоторых его родственников. Да и прозвище «Бес» о многом говорит. Со смертью Ричарда заканчиваеться война Алой и Белой Розы. Быть может, что со смертью Тириона Ланнистера окончательно завершится противостояние между Старками и Ланнистерами. Так что, вполне возможно, любимый Мартином и зрителями персонаж умрет. 

Теон Грейджой

Теон – не Старк, но воспитывался как приемный сын Неда Старка. В последнем сезоне мы запомнили его в прыжке со стены Винтерфелла в компании Сансы Старк. Легенды гласят, что герои выжили после прыжка. Но какая судьба уготована Теону? Исторический прототип Грейджоя – Джордж Плантагенет, младший брат Эдуарда IV Йорка, который предал брата и переметнулся на сторону Ланкастеров. Однако, после победы Йорков, опять сменил союзников. Вассалы Йорков его метания не оценили и, обвинив в измене, казнили в весьма необычный способ: утопили в бочке с мальвазией. Так что, вполне возможно, Теону уготована участь утопленника. 

Санса Старк

Прототипом Сансы принято считать королеву Анну Невилл. По крайней мере, именно эта девушка сначала была женой Эдварда Ланкастерского (Джоффри по Мартину). Брак не был консумирован, за что Анна получила прозвище «невинная вдова». Позже Анна вышла замуж за короля Ричарда III, с которым и прожила в браке 13 лет. Брак Сансы и Тириона не такой продолжительный, как у их исторических прототипов. Да и коронованы наши персонажи пока не были. Кстати, во время реальной коронации Анны (а это была совместная коронация вместе с мужем Ричардом) шлейф новой королевы несла некая леди Маргарет. Анна умерла незадолго до смерти мужа, поэтому, не исключено, что Санса умрет раньше Тириона.  

Джон Сноу

Сейчас многие спорят о том, воскреснет ли Сноу в сериале. Джордж Мартин имеет свое мнение на этот счет. 

Much as I admire Tolkien, I once again always felt like Gandalf should have stayed dead. That was such an incredible sequence in Fellowship of the Ring when he faces the Balrog on the Khazad-dûm and he falls into the gulf, and his last words are, "Fly, you fools."

I never liked Gandalf the White as much as Gandalf the Grey, and I never liked him coming back. I think it would have been an even stronger story if Tolkien had left him dead.

Я восхищаюсь Толкиеном, но ему не следовало воскрешать Гэндальфа. Это был такой прекрасный эпизод, когда, сражаясь с Балрогом в Казат-Думе, он падает в пропасть и произносит свои последние слова: «Бегите, глупцы». 

Я никогда не любил Белого Гендальфа так, как Гендальфа Серого, и мне никогда не нравилось его возвращение. Я думаю, история была бы более впечатляющей, если бы Толкиен оставил его метрвым.

George R.R. Martin

Мартин также настаивает на том, что все его воскресшие персонажы что-то теряют, возвращаються уже не теми, кем были раньше, бледными копиями. Поэтому, даже если Сноу воскреснет, он не будет прежним, и вряд ли воскреснет надолго. Кроме того, эта смерть была слишком красивой (как и падение Гэндальфа в пропасть) чтобы Мартин решил вдруг вернуть героя. В смертях Мартиновских героев есть своя эстетика, которую легко разрушить попытками воскрешения. 

Джейме Ланнистер

Джейме – один из самых противоречивых, а потому – интересных персонажей. Идеал матриновского героя. Сам автор признаеться, что любит «серых» персонажей, в душе которых происходит вечная борьба добра со злом. Таким были Боромир и Саруман во «Властелине Колец» – любимые герои автора «Игры Престолов». Судьбу Джейме Ланнистера мы не беремся предугадывать – уж слишком неожиданно может вести себя герой. 

 

I want there to be a possibility of redemption for us, because we all do terrible things. We should be able to be forgiven. Because if there is no possibility of redemption, what's the answer then?

Я хочу, чтобы всегда оставалась возможность искупления для нас, потому что мы все делаем ужасные вещи. У нас должна оставаться надежда на прощение. Потому что, если нет никакой возможности искупления, что нам остается? 

George R.R. Martin

Шестой сезон, как пророчит Мартин, и продюссеры сериала, будет полностью отличаться от книжной судьбы героев. Посмотрим, насколько нам удалось угадать, кто из них останеться жить, а кто уйдет в закат. И замерзнет ли Вестерос или сгорит в огне?

P.S. Интересное интервью Дж. Мартина на английском вы можете найти на сайте, читать книги из цикла «Song of Ice and Fire» на языке оригинала – на ресурсе readbooksvampire.com. Любимая книга или сериал станут отличным стимулом для совершенствования английского.