КурсыКартаРейтингОтзывыОнлайн курсыЖурнал
Hurt 29.03 6741 1

Как на самом деле познакомились Бэтмен и Супермен?

Критики единогласно хоронят фильм Зака Снайдера, что совсем не мешает его творению «Batman v Superman: Dawn of Justice» отбивать бюджет. Профессионалы ругают фильм за слабую историю и невнятную структуру, зрители сетуют на отсутствие логики в поведении главных героев. Так смотреть или не смотреть? Обвинять Зака Снайдера или нет? И стоит ли смотреть на языке оригинала? 

Зачем важно знать первоисточники? 

Сравнивать фильм и литературное произведение – смертный грех, но это совсем не значит, что мы не будем этого делать. Бытует легенда, что, чем сильнее литературное произведение-первоисточник – тем больше шансов у фильма оказаться жизнеспособным и, возможно, отхватить несколько «Оскаров». Сравните: «Дракула» по Брэму Стокеру и «Сумерки» по одноименной саге (Саге!). «Властелин колец» по Толкиену и какой-нибудь «Эрагон». 

У фильма Зака Снайдера тоже есть первоисточник – комикс о знакомстве Бэтмена и Супермена. Впервые наши герои встретились в далёком 1952 году на страницах 76 выпуска комикса Superman.  

Это сегодня, в 2016 году, супергерои привыкли объединяться в команды и работать сообща, а во времена рок-н-ролла и холодной войны каждый был сам за себя, о «team-up» никто не слышал.

Team up – 
come together as a team to achieve a common goal: 
«he teamed up with the band to produce the disc»

объединение, собрание в одну команду для достижения общей цели 

Oxford Dictionaries 

Если вас смущают непонятные сюжетные ходы в фильме, отсутствие аргументированной причины ненависти друг к другу у главных героев (а потом – дружбы) и другие моменты противостояния супергероев Зака Снайдера, просто сравните эту историю с первоисточником. 

Вас удивила непонятная ненависть Бэтмена к Супермену?

Брюс Уэйн ненавидит Супермена за разрушения города в ходе его попыток спасти людей. С другой стороны, Бэтмен сам разносит полгорода, когда преследует грузовик с полумагическим веществом с планеты Криптон. Казалось бы, Бэтмен должен понимать, что без вынужденных жертв не обойтись. Но Зак Снайдер такого права ему не дает. 

Может быть, Бэтмен ненавидит Супермена из-за того, что того почитают как бога? По фильму мы этого не видим. Брюс Уэйн – миллиардер и прочая и прочая, мог бы понять Супермена, который владеет возможностями менять мир и меняет его, не отчитываясь перед простыми смертными, так как действует из лучших побуждений. Бэтмену ведь тоже все – трын-трава, он вершит свое правосудие, клеймя преступников. Что, по задумке сценаристов, должно жутко раздражать Супермена. 

Фильм создает впечатление того, что супергерои не имеют каких-либо мотивов ненавидеть друг друга, поэтому весь ажиотаж вокруг них создается стараниями даже не Лекса Лютора, а сценаристов. Мы почти на ощупь можем почувствовать их присутствие в кадре. Бэтмен ненавидит Супермена (и наоборот) только по одной причине: зрители хотят увидеть их драку. 

Возможно, эта ненависть выглядит так неестественно, потому что в первоисточнике её не было совсем? 

Как встретились герои на страницах комикса? 

История еще более странная, чем сюжет фильма. В Готэме закончились преступники: Бэтмен всех пересажал. Их популяция заметно сократилась и в Метрополисе стараниями парня из стали. Оба героя решают взять отпуск и отправляются в круиз. Дальше создатели комикса не ведают, что творят в лучших традициях комедийного жанра. Лайнер оказался переполненным, и нашим героям предлагают разделить каюту. И, конечно, мультимиллионер соглашается жить в одной каюте с репортером. Логика? Забудьте, это суровый 52-й. Вам еще кажется нелогичным фильм Зака Снайдера? 

Как герои узнают личности друг друга? 

По фильму происходит эпичный бой, Супермен берет верх и разбивает маску Бэтмена. Правда, Бэтмен потом быстро реабилитируется за счет криптонита. О том, что Кларк Кент и Супермен – одно лицо, Бэтмен узнает только в конце истории, на похоронах друга (ой, спойлер!). В Метрополисе в то же время хоронят пустой гроб. 

В комиксе все намного веселее. Лоис, как всегда, влипает в историю, в данном случае – бросается в пожар ради репортажа и начинает звать на помощь. Брюс и Кларк в это время находятся в каюте и в затруднительном положении одновременно. Незаметно переодеться в эффектный костюм спасителя человечества не так уж просто. 

Поэтому между ними происходит примерно такой диалог: 

– Не возражаете, если я погашу свет и переоденусь? – поинтересовался мистер Уэйн.

– Вовсе нет. Я признаться, сам подустал, – ответил мистер Кент. 

Но зарево пожара озаряет их, и они узнают друг в друге супергероев. По обоюдному согласию и под девизом «Нет времени объяснять!» Кларк и Брюс бросаются спасать Лоис. Узнав тайну друг друга, они становятся друзьями навек. В дальнейшем Бэтмен и Супермен часто работают вместе.

Стоит заметить, что общая тайна – действительно более веский аргумент для дружбы, чем одинаковые имена матерей. Ведь вся ненависть Бэтмена испаряется сразу после того, как он узнает, что мать Супермена тоже зовут Мартой. 

Да, Бэтмен спасает Марту Супермена, да, они вместе сражаются против исчадия Лекса Лютора, но убивать Супермена Брюс раздумал намного раньше.

Почему Лоис не понимает, что делать с копьем? 

Архетипичный образ «девы в беде» – один из любимейших сценаристами в мире комиксов и большого кино. Вам кажется глупым, что Лоис тащится в пустыню ради интервью, а потом Супермену приходиться её спасать? Или то, что она сначала выбрасывает криптонитовое копье в воду, потом – тоже по непонятной причине – ныряет за ним. Лоис не могла знать, что новое чудовище – криптонианец – и что против него можно использовать то же оружие, что и против Супермена. Но она почему-то уверенно уходит под воду и начинает тонуть, а Супермену, как всегда, приходится её спасать. 

История о горе и Магомете

О сценарных несостыковках можно говорить долго. Мы упоминаем только самые яркие и обезоруживающие (обескураживающие) зрителя. Например, почему Бэтмен тратит кучу усилий на создание суперокопья против Супермена, а потом просто забывает его в порту (и Лоис благополучно выбрасывает его в воду). Но и это не самое страшное. Во время нападения главного монстра, вместо того, чтобы сгонять за оружием, Бэтмен принимает гениальное решение заманить чудовище в нужную часть города. Аргументация «там порт, почти никого нет» – звучит не слишком убедительно. 

Не лучше ли попытаться остановить монстра там, где он свалился с неба (после неудачной попытки его эвакуации Суперменом в открытый космос)? Не увеличивая локацию разрушения потугами заманить его в нужное место? Копье, все-таки, не ракетная установка, с транспортировкой которой могли бы возникнуть проблемы. Но в нашем случае Магомет не хочет сам идти к горе, поэтому гора идет к нему. 

С чего мы начинали? Критики ругают, публика все равно смотрит. 2016 год – трудный для фильмов по мотивам комиксов. В этом году на большие экраны выйдет целых 5 таких фильмов. Возможно, пропасть между критиками и зрителями исчезнет или увеличится. Мы либо смиримся с жуткими сюжетными дырами в подобных фильмах, либо станем более требовательными к тому, ради чего идем в кинотеатры. 

Возможно, сценаристы сами поймут, что в 52-ом на страницах комикса читатель мог простить общую каюту, озаренную заревом пожара, и переодевающихся в ней супергероев. Но не в 2016-м на большом экране. Если вы смотрите этот фильм на языке оригинала и не до конца понимаете сюжет, скорее всего, виноват не ваш уровень английского. 

Это ранит.