КурсыКартаРейтингОтзывыОнлайн курсыЖурнал
Heart 29.10 20697

Катерина Проценко: “Для учителя CELTA — это паспорт”

Суть международной сертификации для учителей CELTA, Delta, CELT-P и CELT-S объяснила Катерина Проценко, Director of Teacher Training в Grade Education Centre

Кембриджские сертификаты CELTA и Delta в дополнительной рекламе не нуждаются. Первый — трамплин к преподаванию, второй — еще выше, к обучению методике. Обе сертификации требуют значительных вложений финансов, времени и сил. В интервью с Катериной Проценко, CELTA и Delta тренером, разобрались в нюансах.

Катерина Проценко
СELTA и Delta тренер в Украине и заграницей. Провела более 15 СELTA курсов в качестве наставника. Сертифицированный экзаменатор Cambridge English Exams. Спикер на международных конференциях, посвященных педагогической теории и практике (IATEFL Global Conference, innovateELT Conference). Соавтор учебника ZNO Booster. 

Кать, много лет назад ты сама получила CELTA. Какой был главный аргумент ‘за’ этот курс?

Самый сильный аргумент в пользу CELTA — возможность сменить работу и развиваться. Когда я решила пройти курс, мне не нравилось, как я веду уроки. Я хотела работать с профессионалами, у которых можно учиться. CELTA позволила приобрести нужные навыки и устроиться в хорошую школу. Без диплома такого уровня меня бы попросту туда не взяли. 

Есть отличные учителя и без сертификата CELTA. Но с ним — они бы горы свернули в плане карьеры. 

По моим наблюдениям, курс меняет мир и тем, кто остается в профессии, и тем, кто нет.

Тогда начну с вопроса, которым задаются многие учителя. Диплом CELTA, полученный в Украине, и, скажем, в Англии, Польше или вообще где-то в Азии — это равноценный диплом? 

Да, во всем мире CELTA плюс-минус одинаковая. Это кембриджский курс и есть определенный регламент, по которому его должны проводить. 120 часов курса, 6 часов практики преподавания, 4 письменных работы — все это совпадает. Единственное, что отличается, — контекст. 

Где-то 80% наших кандидатов — украинцы, и когда приезжают иностранцы, я всегда спрашиваю, планируют ли они оставаться работать в Восточной Европе. Это важно, потому что курс даст им погружение в локальный контекст. Кстати, практически все планируют остаться.

А почему это так важно? Сертификат ведь международный, и он действителен во всем мире. 

По сути, да. Почему? Потому что при приеме на работу обычно просят демо урок, и когда мы к ученикам уже привыкли, нам проще. 

CELTA — это международный паспорт для преподавателя. Но я всегда рекомендую проходить курс в стране или регионе, где кандидаты планируют работать. 

Я была тренером курса в Таиланде — там совершенно другие студенты, у них медленнее темп на уроке, другая культура. Пока кандидаты делали CELTA, они привыкли к своим студентам, тем самым упростили себе задачу на будущее. 

А в каких еще странах тебе приходилось проводить курс? 

В Ливане, Турции и Греции. 

Как там реагировали на тренера из Украины? 

Отлично. На самом деле, разницы нет. В Grade Education Centre мы стараемся делать так, чтобы один тренер был из Украины, а другой нет. Но это не столь важно. Все прошли полную сертификацию, все мы по очереди оцениваем друг для друга. 

То есть, для тренеров границ нет. А как насчет выпускников CELTA? 

Перед ними тоже открываются возможности. Я тренировала студентов, которые впоследствии уехали в Италию и Таиланд, одна девушка сейчас преподает в Польше, еще одна — во Вьетнаме. 

CELTA сама по себе — почти эквивалент диплома британского педагогического колледжа. А Delta — это уже уровень магистратуры университета.  Такой сертификат приравнивается к 1/3 магистерской программы. 

То есть, если у вас есть Delta, и вы решили получить диплом магистра в британском университете, вам засчитают 60 кредитов. 

В Украине сертификаты тоже имеют такой эффект?

Ко мне регулярно обращаются с просьбой порекомендовать преподавателя, который у нас прошел CELTA. Многие языковые школы, которые работают по коммуникативной методике (а это абсолютное большинство), требуют наличие сертификата. Некоторые даже выставляют требования касательно баллов — только Pass B или Pass A, но, как по мне, это слишком. Сильный Pass — достаточное основание, чтобы брать на работу. Работодатель всегда может ознакомиться с расшифровкой результатов и увидеть сильные и слабые стороны потенциального учителя.

То есть, если выбирать между выпускником иностранной филологии и выпускником CELTA, кого скорей возьмут на работу? 

Конечно, специалиста с дипломом CELTA.

В таком случае, есть ли аналоги этому диплому?

Есть сертификат IHC, он считается эквивалентом. Все примерно одинаково на курсе, но нет внешней оценки. Эксперты не приезжают, чтобы проверить работу тренеров, поэтому есть шанс увильнуть — где-то дать не такое высокое качество обучения. Еще есть Trinity сертификат. Но он меньше котируется в мире. 

Больше аналогов нет. Какой курс не возьми — они все теоретические, там нет непосредственной практики преподавания. А в этом вся суть CELTA: твои уроки смотрит тренер, ты переживаешь, получаешь обратную связь на каждом этапе, работаешь над ошибками. Ты буквально проживаешь каждый урок.

А у IHC и Trinity есть продолжение? Ведь после CELTA, кандидаты могут замахнуться на CELT-P и -S, а через пару лет решиться сдавать Delta?

Такие курсы есть, но они не настолько популярны и востребованы. Дело в том, что CELTA, CELT-P, CELT-S и Delta — это курсы с одним корнем. 

Большинство начинают с CELTA, чтобы познакомиться с терминологией, основами, методикой. Курс не требует предварительного опыта преподавания. Потом, если учителя работают с детьми, они получают квалификации CELT-P (для начальной школы) и CELT-S (для средней). Перед прохождением Delta мы просим, как минимум, 2 года непрерывной практики преподавания.

На Delta можно претендовать, если у тебя нет CELTA? 

У меня есть опыт работы с кандидатами, у которых не было CELTA до того, как они записались на Delta. Эти кандидаты оказываются гораздо слабее и получают меньше пользы и развития от курса, ведь по сути им нужно усвоить материал и CELTA, и Delta, а это слишком много. 

CELT-P и -S можно пройти и без сертификата CELTA. Поэтому мы рекомендуем эти курсы учителям начальной и средней школы.

А как сейчас обстоит ситуация с набором в группы для CELTA?

В нашем центре уже на половину набраны 2 группы на февраль (full-time и part-time), и на треть — группа августа на следующий год. Кандидаты регистрируются заранее, потому что немного ниже цена для первых студентов, и места быстро расхватывают, особенно на лето.

Что-то заранее нужно делать кандидатам, которые подаются на курс?

Нет, только выбрать формат: месяц с полным отрывом от работы или 3 месяца с занятостью по пятницам и субботам. 

Получив заявку, мы приглашаем на интервью. Знакомимся с кандидатом и пытаемся убедиться, что уровня английского достаточно для преподавания у групп высокого уровня. Кембридж выставляет минимальное требование — С1. Ведь во время курса кандидаты должны преподавать уроки на двух уровнях: пониже и повыше.

После регистрации все получают объемное практическое задание, которое нужно выполнить до начала курса. Оно оптимально готовит к предстоящей нагрузке и знакомит с форматом. 

А какая нагрузка на курсе? Ведь пока получается, что если есть С1, деньги и желание, каждый может получить свой CELTA-паспорт.

Очень обманчивое впечатление. Обучение требует невероятной отдачи. Свой первый показательный урок студенты CELTA проводят на 2ой или 3ий день курса, а всего им предстоит провести их минимум 8. 

Учителя настолько нервничают, что бывали случаи, когда они теряли сознание прямо в классе. А во время модулей Delta вообще умудрялись похудеть на 10 кг. Это, кстати, аргумент в пользу part-time. Хотя по количеству часов курсы равноценны, у вас будет запас времени, чтобы переосмыслить материал. 

Раз уж я разговариваю с тренером, можно выведать для кандидатов секрет успеха? Как получить Pass A?

Мы всех оцениваем с самого первого дня. Статистика Кембриджа по Украине: 45% получают Pass, 30% — Pass B, где-то 2% выпадают с курса, остальное — это результат А.

Самое главное — смотреть на студентов, которым проводишь уроки. Если что-то идет не так, план урока можно вообще отложить в сторону. 

Важно не учить по плану, а учить своих студентов. Мы понимаем, что преподаватель хороший, если он может научить. Для нас это главный показатель — то, как преподаватель адаптируется, и то, как его студенты усваивают материал. Все остальное менее важно. 

Большое спасибо за твои ответы!